Определение изменения эмоционального состояния участвующих в народном празднике Пятница славянских Чаровниц
В настоящее время среди людей из различных социальных групп наблюдается увеличение заинтересованности к изучению народной культуры, в частности, особой популярностью пользуются такие мероприятия, как народные праздники.
С целью определения воздействия некоторых народных праздников на эмоциональное состояние участвующих, а также определения с научной точки зрения целесообразности участия в народном празднике было проведено данное исследование.
Объектом исследования послужил праздник, воссозданный в Школе Адамовича «Традиции здоровья славян», под названием «Пятница Чаровниц».
Из материалов Школы Адамовича «Традиции здоровья славян»:
«Двенадцать пятниц»
В традиционном народном представлении пятница женский день, в который согласно народной традиции, делать определенную женскую работу, например — прясть. Праздник — «пятница», Школа рассматривает, как традиционное поклонение, связанное с представлением о женской части славянского мироздания, проявляемого в этом мире в виде славянских богинь — Лады, Макоши или других.
В соответствии с этим — женская часть силы славянского мироздания разделена на двенадцать частей, отражающих различные области жизни женщины и её семьи, которые в совокупности и являются полной силой женской части мироздания.
Согласно положению Школы, празднование «пятниц» не является обязательным и не регламентируется. Основные положения о проведении праздника четко разделены на две части — для посвященных и непосвященных.
Непосвященные — под этим подразумеваются инструктора Школы не имеющие посвящения. Для них разрабатывается и в ближайшее время будут представлены конкретные рекомендации по проведению праздников «пятниц».
Посвященные — под этим подразумеваются инструктора Школы, получившие посвящение, имеющие почетные звания («краса», «чаровница», «наставница», «хранительница») и входящие в «Круг славянских чаровниц» (КСЧ).
Следует указать на преемственность языческого календаря и использование его для своих целей православной церковью. Это прослеживается на включении следов языческого культа Макоши — веры в двенадцать особых пятниц в году и его преобразования в христианский культ Параскевы Пятницы, приведшей к появлению особого апокрифического пятничного календаря.
«Климент, папа Римский, глаголет, поучая нас о двунадесятых пятницах, просто рещы временых в году. Выписано от древних святых отец предания, аще и вси святыя пятницы, подобает всякому христианину чтити, разсуждая великие дни и почитая праздник перед всеми пятницами, да не прийдет никое на нас внезапное зло» («Сказание о двенадцати пятницех»).
«Сказание о двенадцати пятницех» было издано Н.С. Тихонравовым с подзаголовком «Из раскольничьей тетради нового письма» [1].
Академик Б.А. Рыбаков, ссылаясь на книгу С.В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», приводит этот календарь 12 пятниц и даёт, кроме церковного, ещё и языческие их названия:
Церковный календарь
«1-я пятница- первая неделя великого поста (скользящая пасхальная шкала);
2-я пятница- перед Благовещением (до 25 марта по старому стилю);
3-я пятница- страстная пятница (перед пасхой);
4-я пятница- перед Вознесением (пасхальная шкала);
5-я пятница — перед Духовым днем (на следующий день после Семика, тоже по пасхальной шкале);
6-я пятница- перед днем Иваны Купалы (до 24 июня);
7-я пятница — перед Ильиным днем (до 20 июля);
8-я пятница — перед Успеньем (до 15 августа);
9-я пятница — перед днем Кузьмы и Демьяна (до 1 ноября);
10-я пятница — перед Михайловым днем (до 8 ноября);
11-я пятница- перед Рождеством (до 25 декабря);
12-япятница –перед Богоявлением (до 6 января)».
Языческий календарь
«12-я пятница — Велесов день; первые дни января;
2-я пятница — языческая масленица; комоедицы; весеннее равноденствие;
6-я пятница — Купала; летнее солнцестояние;
7-я пятница — Перунов день;
8-я пятница — конец жатвы;
9-я пятница — неизвестно;
10-я пятница — неизвестно;
11-я пятница- карачун; коляды; дажьбожий день; зимнее солнцестояние» [2].
«Пятницы чаровниц» видимо отголосок вышеописанной традиции, сохранившейся на территории Беларуси.»
В данном исследовании было изучено воздействие на участвующих в празднике 12-я пятница Чаровниц. Целью которого являлась просьба о последующих поколениях (внуках, правнуках).
Метод исследования
В качестве метода исследования использовался опросник, составленный на основе «Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров» (см. приложение 1).
В исследовании приняли участие 86 человек, из городов России и Беларуси (Минск, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Борисов, Ростов-на-Дону, Новосибирск).
Шкалы методики
Первая шкала: «деактивация-активация». Шкала характеризует интенсивность актуализированных мотивов.
Вторая шкала: «низкое – высокое эмоциональное возбуждение».
Третья шкала: «самочувствие физическое: комфортное – дискомфортное».
Четвертая шкала: «тонус: низкий-высокий».
Пятая шкала: «тревога — спокойствие».
Вычисление показателя шкалы производилось суммированием баллов набранных по группе вопросов, соответствующей определенной шкале. На каждый из 38 вопросов участвующий отвечал выставлением оценки, выражающей степень согласия с задаваемым вопросом, в градации от 1 до 7.
Результаты исследования
№ шкалы |
общее количество баллов до праздника |
количество участников |
среднее значение |
общее количество баллов после праздника |
количество участников |
среднее значение |
разница средних значений |
1 |
746,27 |
86 |
31,93 |
969,87 |
86 |
34,53 |
2,60 |
2 |
416,13 |
86 |
16,47 |
923,07 |
86 |
10,73 |
-5,73 |
3 |
612,00 |
86 |
42,00 |
984,67 |
86 |
46,33 |
4,33 |
4 |
239,33 |
86 |
37,67 |
440,00 |
86 |
40,00 |
2,33 |
5 |
076,40 |
86 |
47,40 |
483,47 |
86 |
52,13 |
4,73 |
В ходе исследования были получены и обработаны данные опроса 86 человек. Опрошенным было предложено заполнить анкеты оценки актуального состояния непосредственно перед проведением праздника, затем сразу после его проведения.
Полученные данные были обработаны по указанным пяти шкалам.
По каждой шкале были определены средние значения, затем из получившегося значения по определенной шкале после праздника, было вычтено значение по данной шкале до праздника.
Так, например, если по шкале «тревога – спокойствие» среднее значение до праздника составило 47,4 баллов, то после проведения праздника среднее значение по этой шкале составило 52,1 балла. Итоговое значение разницы между средними показателями до и после проведения ритуала составило 4,7 балла.
Итак, итоговые значения составили:
Первая шкала: «деактивация-активация»
Шкала характеризует интенсивность актуализированных мотивов. Высокие оценки означают готовность действовать, выраженное стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности. Низкие оценки означают отсутствие готовности действовать, безынициативное отношение к текущей ситуации.
Количество вопросов: 7, максимальное значение составляет 49 баллов.
Тестирование до праздника показало средний результат 31,9 балла, тестирование после праздника показало средний результат 34,5 балла.
Значение разницы средних показателей составило 2,6 балла.
Вывод: мероприятие положительно повлияло на мотивацию участвующих, уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности.
Вторая шкала: «низкое – высокое эмоциональное возбуждение»
Шкала характеризует эмоциональное возбуждение. Высокие оценки означают эмоциональное возбуждение, оживление, напряжение, нервозность – в зависимости от конкретных числовых величин оценок по данной и другим шкалам. Невоздержанное реагирование на изменения ситуации, неуравновешенное поведение. Неудовлетворительное эмоциональное саморегулирование.
Низкие оценки означают спокойствие, невозмутимое реагирование на изменения ситуации, сдержанное, ровное поведение. Хорошее эмоциональное саморегулирование.
Количество вопросов: 7, максимальное значение составляет 49 баллов.
Тестирование до праздника показало средний результат 16,5 балла, тестирование после праздника показало средний результат 10,7 балла.
Значение разницы средних показателей составило -5,7 балла.
Вывод: мероприятие снизило эмоциональное возбуждение и нервозность, участники стали спокойнее.
Третья шкала: «самочувствие физическое: дискомфортное – комфортное»
Шкала характеризует комфортность физического самочувствия. Высокие оценки означают благоприятное физическое самочувствие, ощущения телесного комфорта. Низкие оценки означают неудовлетворительное физическое самочувствие, ощущения телесного дискомфорта.
Количество вопросов: 7, максимальное значение составляет 49 баллов.
Тестирование до праздника показало средний результат 42 балла, тестирование после праздника показало средний результат 46,3 балла.
Значение разницы средних показателей составило 4,3 балла.
Вывод: в результате мероприятия у участников улучшилось физическое самочувствие, ощущение телесного комфорта.
Четвертая шкала: «тонус: низкий-высокий»
Шкала оценивает тонус участвующего. Высокие оценки означают ощущения бодрости, энергии. Повышенная работоспособность. Низкие оценки означают утомление, инертность, заторможенность, ощущения вялости. Сниженная работоспособность.
Количество вопросов: 9, максимальное значение составляет 63 баллов.
Тестирование до праздника показало средний результат 37,7 балла, тестирование после праздника показало средний результат 40 баллов.
Значение разницы средних показателей составило 2,3 балла.
Вывод: у участников несколько повысились ощущения бодрости и энергии, повысилась работоспособность.
Пятая шкала: «тревога — спокойствие»
Характеризует уровень тревоги. Высокие оценки означают уверенность в благоприятном развитии ситуации, уверенность в своих силах. Низкие оценки означают тревогу, переживание беспокойства, неблагоприятные предчувствия, ощущения возможной угрозы.
Количество вопросов: 8, максимальное значение составляет 56 баллов.
Тестирование до праздника показало средний результат 37,7 балла, тестирование после праздника показало средний результат 40 баллов.
Значение разницы средних показателей составило 4,7 балла.
Вывод: у участников мероприятия снизилась тревожность, увеличилась уверенность в своих силах.
Таким образом очевидно, что проведение праздника позитивно отразилось на общем эмоциональном состоянии участвующих: повысилась мотивация, улучшилось общее физическое самочувствие, повысился тонус, появилось спокойствие. Наряду с этим, уменьшилось эмоциональное возбуждение.
На основании результатов данного исследования можно утверждать, что участие в народном празднике Пятница славянских Чаровниц имеет целесообразность с точки зрения улучшения эмоционального состояния участвующих.
Авторы выражают благодарность инструкторам Школы Ивановой Юлии, Котиковой Светлане, Река Оксане, Елене Бояриной за предоставленные данные для проведения исследования.
Список используемой литературы
- Титов В. Древнеславянская школа астрологии. Из славянских ложных и отреченных книг / Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 4. М., 1997. С. 44.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / М.: Издательство ‘Наука’, 1981 г. С. 390.
- Неопубликованные материалы Школы Адамовича «Традиции здоровья славян».
- Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров.
- Адамович Г.Э. А Практики славянских чаровниц / Г.Э. Адамович. — М.: Амрита, 2013. — 208 с.
- Адамовича Г.Э. Звездословие. Гороскоп Берегинь.—Краснодар, 2015. -208. ISBN 978-5-88944-785-6.
Приложение 1
Опросник актуального состояния
Предназначен для оценки изменения состояния празднующих Пятницу чаровниц.
Опросник составлен на основе «Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров»
При проведении анкетирования анкета заполняется дважды: первый раз непосредственно перед проведением мероприятия— отмечается большой буквой «А», второй раз не позднее часа после окончания мероприятия— отмечается большой буквой «В».
В приведенном ниже списке суждений предложены характеристики состояний человека. Опишите свое текущее состояние – то, в котором Вы находитесь в настоящее время (а не чаще всего). Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением необходимо выразить с помощью семибалльной шкалы:
1 – полностью не согласен;
2 – согласен в малой степени;
3 – согласен почти наполовину;
4 – согласен наполовину;
5 – согласен более чем наполовину;
6 – согласен почти полностью;
7 – согласен полностью.
Соответствующую цифру поставьте разборчиво напротив каждого пункта.
Текст опросника
- Я очень сильно возбужден. _____
- Мне трудно сосредоточиться на чем-либо. _____
- Я чувствую себя усталым, вялым. _____
- У меня потные ладони. _____
- Мне совершенно ясно, как решить стоящие передо мной проблемы. _____
- У меня сильно устали глаза, мне приходится напрягать зрение. _____
- У меня значительное дрожание рук, подергивание мышц лица или конечностей. _____
- Меня очень тревожат предстоящие трудности. _____
- Мне трудно переносить яркий свет, громкие звуки, резкие запахи. _____
- Мои мышцы сильно напряжены. _____
- Мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить их в другое русло. _____
- Я настойчиво стремлюсь добиться своего. _____
- Чувствую, что события настоящего могут принести мне значительные неприятности. _____
- Мне совершенно не хочется двигаться. _____
- У меня большое желание отдохнуть. _____
- Я падаю духом, потому что все против меня. _____
- Я сейчас сильно обеспокоен другими делами. _____
- Я ощущаю тяжесть в голове. _____
- Я чувствую себя в большом нервном напряжении. _____
- Я сильно раздражен. _____
- Мне хочется активно действовать. _____
- Я спокоен, меня трудно вывести из равновесия. _____
- Чтобы справиться со стоящими передо мной проблемами, у меня достаточно сил. _____
- Я испытываю сейчас беспокойство, не вполне понимая отчего. _____
- Я сильно напрягаюсь, чтобы понять что-либо прочитанное. _____
- Я сильно встревожен. _____
- Я полон сил. _____
- Я чувствую себя бодрым, свежим. _____
- Я очень нервничаю. _____
- Я чувствую явное общее недомогание. _____
- Мне хочется все ломать и крушить. _____
- У меня достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями. _____
- Я чувствую общую заторможенность и действую как бы по инерции. _____
- Мне кажется, что я близок к нервному срыву. _____
- Сейчас я вполне могу волевым усилием преодолеть усталость. _____
- У меня хватит духа, чтобы вынести все предстоящие трудности. _____
- Я работаю за счет того, что пересиливаю себя. _____
- Я очень подвижен. _____
Орлов А.В., Орлова А.В.
г. Минск, 2019 www.чаровницы.бел