«Народные праздники», здесь необходимо говорить именно о народных праздниках, — самые древние. Их появление связано, как с определенным мировоззрением народа, так и бытового, производственного, религиозного, нравственного, национального, интернационального, эмоционального, географического опыта, в месте проживания, связанного с практической деятельностью, направленной на его выживание.
Современные ученые рассматривают праздник, как уникальный феномен культуры, который включает в себя различные социальные функции, к которым относятся, прежде всего, формирование общности, мировоззрения, нравственных ориентиров, эстетических предпочтений.
Считается, что народный праздник — одна из наиболее распространённых форм хранения и трансляции социально значимого опыта.
Вначале необходимо дать определенное толкование самому понятию «народный праздник» и только затем приступить к заявленной теме.
Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 — 20 вв.
В.И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный — порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» — период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени).
Исследователь Снегирев И.М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, — писал он, — выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд — знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий».
Праздник в культурологии принято определять как: «противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо, которое обеспечивает его участникам максимальную причастность к этой сфере». (далее…)