Традиции впитываются с молоком матери. А если они связаны с одним из главных событий в жизни женщины – свадьбой, то интерес к традициям не может угаснуть, и спрос на знания будет постоянным.
Что такое традиция праздновать девичник перед свадьбой? Является ли девичник нашей исконной традицией или это копирование вечеринок из западных фильмов? Массовая культура и индустрия развлечений предлагают лишь второе. Поэтому для современных невест девичник это гульба, на которую престижно пригласить стриптизёра. Слепое копирование вызывает недопонимание значения этого ритуала в череде свадебных обрядов. В народной традиции славян девичник преследовал, по мнению автора, следующие цели:
- прощание со свободной девичьей жизнью;
- подготовка к супружеской жизни;
- выполнение магических ритуалов, направленных на укрепление семьи и защиту её членов.
Рассмотрим некоторые действия, которые традиционно выполнялись при этом.
Прощание со свободной девичьей жизнью. На девичник, согласно традиции, в дом невесты собираются девушки — поневестицы и оплакивают молодую как «умирающую». Ей предстоит «умереть» девой – невестой в своём роду, чтобы возродиться мужней женой в мужнином роду. Всё общение с невестой сводится к причитаниям.
С момента сговора на невесту накладываются ограничения: что-либо делать, видеть (наблюдать за происходящим) невеста не может, всё за нее делают подруги. В своем доме она становится гостьей. Запреты объясняются тем, что в этот период невеста особенно подвержена порче.
Кульминацией является прощание с «красотой». Подружки с невестой наряжали цветами и лентами деревце или банный веник, который символизировал «красоту». Красота невесты переходит к ритуальному дереву. Завершается ритуал расплетанием косы, во время этого ритуала невеста сидит на «посаде» (накрытой кожухом деже). Дежа является воплощением плодородной силы, а расплетание косы символизирует превращение невесты в молодицу.
На наряженный веник навязывали платок, веник возили по деревне, а затем шли в баню, где «расшелковым кудреватым веничком» невеста смывала в бане «девью красоту».
Подготовка к супружеской жизни. Наряду со специальными подарками для жениха и его родителей невеста входила в дом мужа с набором кукол. Куклы наделялись защитной и очистительной силой и были обязательными участниками свадьбы. Существовали также специальные тряпичные куклы, которые клали новобрачной на колени для того, чтобы к женщине приходила детородная сила. В число кукол, символизирующих пожелание процветания рода и рождения здоровых детей, входит кукла «Богатство, плодородие». Это большая кукла — мать, к которой поясом крепят множество деток. Куклу держали на шкафу или на высокой полке, скрывая от чужих глаз. Такая кукла должна была также благотворно влиять на отношения в семье между детьми и родителями.
На девичнике невеста и её подружки изготавливали своеобразные куклы обереги, которые, по бытовавшему в народе мнению, охраняли невесту в семейной жизни и оберегали семью от сор и бед. Одна из таких кукол – «Утешительница», сшитая из куска платья матери, имела символическое предназначение «утирать слёзы». Изготовление кукол сопровождалось хранимыми в женской среде, заговорами.
Выполнение определенных магических ритуалов. Ритуал прощания с молодостью или «девичьей красотой», в народной традиции, начинался перапросинами. Чтобы оградить невесту от дурного глаза и зависти, девушки ходили по гостям и просили прощения. Одаривая всех подарками, невеста задабривала недобрых родственников и завистливых подружек. Таким образом, она ограждала замужнюю жизнь от сглаза и порчи.
Общеизвестна роль парения в бане в славянской традиции (особенно в родильном обряде) целительства. Менее известным для широкой публики является использование магических аспектов бани в любовных отношениях между женщиной и мужчиной, в укреплении сексуального здоровья женщины. Секреты свадебной бани и вовсе закрыты для сторонних исследователей.
А ведь баня является обязательной частью свадебного обряда. Свадебная баня состоит из подвенечной бани невесты и раздельного мытья молодожёнов после первой брачной ночи. Невесту в баню ведёт колдун. Перед тем, как парить, он перевязывал своим поясом правую руку, ногу и грудь невесты, приговаривая: «ноги к ногам, руки к рукам, грудина к грудине на восток». Тем самым после «утери» красоты она предстает разъятой на части. Задача колдуна – сложить заново её тело, подготовив к супружеской жизни. Мытье невесты заканчивается тем, что её трижды окатывают ключевой водой, принесённой из трёх разных мест, «чтобы смыть всю девическую шалость».
Баню невесте топили подруги, при этом гадали о нраве жениха по характеру звуков, которые издавали раскалённые камни, опускаемые в воду. О грядущем замужестве также гадали и по венику.
Таким образом, вышеописанные свадебные обряды и традиции объединяют родственников и друзей молодых не столько в веселье, сколько в участии по обустройству невесты в чужой семье, в её психологической подготовке к тяготам семейной жизни.
Можно посоветовать будущим замужним женщинам, подругам невесты прислушиваться к традициям, сохранённым в народе, и превратить девичник в событие, которое будет залогом счастливого замужества и мира в семье.
Опыт автора в проведении девичников и обряда свадебной бани в соответствии с народной традицией показывает, что женщины, принявшие участие в этих обрядах, чувствуют себя в браке уверенно и отмечают необъяснимое чувство поддержки, предвосхищающее все их начинания и охраняющее семью от невзгод.
Литература
- Адамович Г. Э. Гимнастика славянских чаровниц: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Ладога 100», 2006.
- Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб.: Наука, 1993.
- Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. – Л., 1978.
- Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балтославянской духовной культуры. Погребальный обряд. – М., 1990.
- Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: этнографический очерк. – Гродно, 1895.
- Варфоломеева Т. Б. Северо-белорусская свадьба.
- Виноградова Л. Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели) // Славянский и балканский фольклор: Обряд, текст. – М., 1981.
- Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо ритуальная традиция славян. – М., 2000.
- Вяселле на Гомельшчыне: фальклорна этнаграфiчны зборнiк. – Минск, 2003.
- Запольский М. Белорусская свадьба. 1888.
- Козенка М. А., Абрамович А. А. Традыцыйнае вяселле мядоцкага краю. – Минск, 2005.
- Крачковский Ю. Быт западно русского селянина – ЧОИДР, 1873. – Кн. 4.
- Любимова Г. В. Образ дерева в свадебной обрядности старожилов и переселенцев Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы VI годовой итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. – Новосибирск, 1998.
- Могильный. Могильный Н.П. Русская баня: цикл статей. Ресурс доступа: www.bani.kiev.ua.
- Никольский Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. – Минск, 1956.
- Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. – Новосибирск. 1981.
- Устюгов В. В. Русская баня, или Эндоэкология организма человека // Академия Тринитаризма. – М., Эл № 77 6567, публ.11113, 05.04.2004
- Федоровский М. Люд беларускi. Вяселле. – Минск, 1991.
- Федосик А. С. Беларуска сямейна абрадавая паэзiя. – Минск, 1997.
- Шейн П. В. Белорусские народные песни, с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями, с приложением объяснительного словаря и грамматических примечаний. – СПб., 1874.
- Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края: Т. 1. – СПб., 1890. – Ч. 1–2.
О. Павловская
Материалы 1-й международной конференции «Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни» (ноябрь 2006 г., РБ, Минск).