«Любое хорошее дело не остается безнаказанным» — народная мудрость.

Именно так воспринял автор многочисленные просьбы после появления славянского оберега «Семья» (подробнее ») об обереге для детей.

При этом самой большой проблемой , в этих просьбах, было понять от кого требуется защита? От укусов змей, волка, собаки, комара (некоторые дети их очень боятся)? Этого ни кто не знал. В итоге пришлось обраться к славянской мифологии, где сразу же нашлась заступница детей, женщины, семьи – «Берегиня».

При том она не одна, а целых «трижды девять». Первое письменное упоминание, о которых приведено в Слове святого Григория (Богословца) [1] «И берегиням, их же нарицают тридевять сестриц».

Образ Берегини – один из наиболее древних в пантеоне славянских богов. Народные поверья приписывают ей возможность обеспечить счастье и здоровье семьи, здоровье матери и ребенка, отводить от них несчастья и болезни, то есть оберегать от всех неприятностей. Видимо отсюда и появилось слово – «оберег». Часто «берегинь» представляет славянская богиня Мокошь, олицетворяющая женское начало в языческом пантеоне и противостоящая мужским богам. С принятием христианства ее черты перешли Параскеве Пятнице.

В мировоззрении славян –язычников «берегини» противостояли «упырям»- вампирам, якобы нападавших на людей и сосущих их кровь, оживающих мертвецов, которые были способны превращать взрослого человека, ребенка в животное и нанести серьезный ущерб. Видимо эти защитные качества «берегинь» нашли свое отражение в представлениях белорусов, где «берегини» обязательно были связаны с родниковой водой. Место их нахождения в миру, в основном, находилось в родниках, вода которых была святой, лечебной. Особенно помогала вода из источника, где жила «берегиня», при женских болезнях. Необходимо было только покупаться в роднике и попить из его воды.

«Берегини» — согласно русским этнографам 18-19 ст. все во лишь «русалки», но в то же времени на Беларуси и Украине – божества охраняющие женщину и ее детей. Именно к это ближе высказывание академика Рыбакова, о том, что славяне в древности поклонялись – Роду и Берегиням.

Белоруски очень часто обращались к берегини, как к Матери — заступнице охраняющей в первую очередь детей и их мать. «Вышила я этот ручник, чтоб «Маці-берагіня» оберегала от несчастий моего Колю», так описывает символы вышитые на ручнике М. Шидлович (1871 г.р. г. Волковыск) [2].

Берегини

Изображение Берегинь в народной вышивке и ткачестве

Исходя из этого, так же принимая во внимание уточнение об их количестве—«три девять», можно говорить о неких божествах, которым поклонялись женщины. Основными просьбами, которые «выполняли » берегини, были просьбы связанные с лечением болезней, сохранением и созданием семьи, защиты женщины от различных притеснений со стороны мужчин.

Легенды о берегинях М. Шидлович (1871 г.р. г. Волковыск) [3].

  • Идет берегиня полем, видит женщина жнет жита, рядом – дитя в колыске. Берегиня напоила и накормила жнею, уговорила ее отдохнуть, а сама взяла серп и сжала все поле.
  • Идет берегиня по селу. Нигде не души, все в поле. Только в одной хате дитя плачет. Напоила, накормила его молоком, положила спать.
  • Во втором селе видит, как пьяный мужик бьет жену и ревет как медведь. Берегиня и говорит: «Ты по-звериному относишься да жены, так и будь зверем, живи и реви, как медведь»

Личный оберег «Мать Берегиня»

Берегиня охраняет ребенка, но и защита, забота о его здоровье всегда было для женщины первостепенной задачей. Следовательно, в обереге необходимо грамотно соединить их силы и направить его на конкретного ребенка.

В обереге «Мать Берегиня» это соединение происходит за счет вставления драгоценных камней, один из которых олицетворяет мать (нижний камень), второй – ребенка (верхний камень). Цвет вставляемых в оберег камней определяется на основе расчета гороскопа «Берегинь» (см. Г.Э. Адамовича «Звездословие. Гороскоп Берегинь» Минск. 2014)

подвеска берегиня метрика

Отсюда и особенности оберега – он изготовляется индивидуально для конкретного ребенка и его матери.

Г.Э. Адамович
adamovichg@mail.ru


 

  1. Цит. По Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь.-СПб.:1998. Ст.40.
  2. Кацар М.С. Беларускі арнамент. – Мінск. 1996. с.55.
  3. Кацар М.С. Беларускі арнамент. – Мінск. 1996. с.54
Раздел: Публикации

комментариев 5

  1. Людмила:

    Здравствуйте, а мальчикам тоже можно носить этот оберег?

  2. Ольга:

    Здравствуйте. Подскажите как заказать амулеты

Оставить комментарий

(Spamcheck Enabled)

 

О гимнастике

В давние времена в Беларуси существовала гимнастика, помогавшая нашим прапрабабушкам быть обольстительными и бесконечно женственными. Подробнее »

Последние комментарии