Купальская ночь… Самая волшебная, самая таинственная ночь в году.

Я решила встретить рассвет. Пусть не получилось куда-то поехать, но днём сделала уборку + вымылась сама, приготовила блины, подоспел квас – чем не празднование? Притом, что основные моменты я выполнила. И очищение было, и ритуальная еда. И даже гимнастику сделала с супругом ночью в лесу (благо он начинается неподалеку от дома). А сейчас сижу со свечкой и думаю, думаю, думаю.

У кого какие мысли роятся по ночам в голове, а мне навеяло о добре и зле, о жизни и о смерти.

Лет 10 назад я прочитала роман Фомичева «Мещерские волхвы». Один фрагмент врезался в память:

«Боги лесных народов никогда не делились на злых и добрых. Боги оставались богами, сущностями непознанными, но вместе с тем обладающими привычным набором чувств и поступков. Понять, тем более оценить богов не пытались. Пытались договориться.

Но вот пришли христиане с одной стороны и последователи Мухаммеда с другой. Они прочертили границу добра и зла и развели богов со свитами по разные стороны вымышленной вечной борьбы. Единственной войны, как они думали, имеющей непреходящее значение.

Богов, духов, природные силы стали оценивать, точно дичь на торгу. Но скудоумие оценщика извратило понятия. Человеческие слабости стали мерилом всего. Страх перед смертью занёс мёртвых в прислужники зла, он же вознёс наверх того, кто обещал бессмертие.»

Всё так. Мы панически боимся смерти. Боимся и в тоже время желаем её? Тянемся как мотыльки на огонь. Какой же русский не любит быстрой езды? Так оправдывают себя лихачи на дорогах. Но что они пытаются сделать? Убежать от проблем? Доказать всем и каждому, что они всё смогут? Очень много сейчас снимается триллеров, ужасов и люди идут на эти фильмы толпами. Идут, чтобы пощекотать себе нервы.

ptitsi_raja_alfavit_arabskogo_jazika_pesnja

Что же произошло? Почему так извратилось понятие смерти в последнее время? Особенно в ХХ – начале ХХI века.

Если подумать, то в раньше относились к этому проще. «7 смертям не бывать, а одной не миновать» — здоровая философская позиция, которой, увы, ныне придерживаются единицы. А может всё от того, что мы потеряли главные вехи в воспитании? Что сопровождало взросление детей раньше? Колыбельная матери. А вы знаете, что есть огромный пласт колыбельных, в которых поется о смерти? Это может быть как намеком «Ай, ту-ту-ту. Не вари кашку круту, вари жиденькую. Куму поминать. А где кума? За ворота ушла. А где ворота? Водой унесло» и т.д. Может призывом «Ты живи не умирай, отца-мать не спокидай», а может и свершившимся фактом, когда в колыбельной поётся о том, что ребёнок умер, его положили в гроб, закопали, а мамка сделала блины. Жутковато с одной стороны, а сдругой – дети проще относятся к подобным вопросам.

Далее, ребёнок чуть подрастает и на смену колыбельным приходят сказки. Вы не читали сказки Афанасьева в издании XIX века? Они совершенно не похожи на нынешние абсолютно пресные, если честно. Те сказки были страшные. И слушая такие сказки, дети учились бороться со своими страхами.

Далее – песни. Никогда не задумывались, а почему так много трагичных песен было у народа? Самое забавное, что многие из тех, кто сейчас интересуется фольклором, пытаются обойти такие песни. Они сочиняют новые концовки, просто не поют их. Придумали себе лозунг: «как поем, так и живем», а это значит, что петь надо только о хорошем. Они прячутся, как только могут, вместо того, чтобы просто подумать. Такие грустные песни-плачи в основном делятся на 2 типа:

  • мужские (в основном песни о войне, о ранении и гибели на поле брани и о неверных возлюбленных и жен солдат);
  • женские (о несчастной любви, о погибшем на войне любимом, о неверном возлюбленном, который оставил девку одну на сносях).

Так чему же нас учат эти песни? В первую очередь – принятию. Пропевая песню, мы входим в это состояние. Мы проживаем собственную смерть от пули или меча, мы принимаем то, что любимый человек может предать и уйти. Мы принимаем это и вместе с тем избавляемся от душевной боли через мелодию, через слова.

Таким образом, ребёнок сначала знакомится с этой темой, потом учиться побарывать свой страх, а потом просто принимает как должное. И в случае экстренной ситуации, как думаете, кто лучше среагирует? Тот кто вырос на ми-ми-мишных песнях и сказочках, или тот, кто уже прожил смерть свою и своих близких в своей голове. Прожил и отпустил это.

Какими же были мудрыми наши предки! Они обходились без психологов и психотерапевтов благодаря лишь народному творчеству. Как жаль, что мы забываем об этом. Как жаль, что мы придумываем себе сложности, вместо того, чтобы просто жить и радоваться жизни.

Проживший собственную смерть человек начинает ценить каждое дарованное ему мгновение. Так почему же мы ждём какого-то несчастного случая, чтобы это осознать? Если можно просто, сесть и спеть грустную песню. И не просто спеть, а проникнуться ею. Её настроением, её состоянием. Открыться, пережить, а потом с лёгким сердцем отпустить!

Раздел: Публикации

Один комментарий

  1. Ольга:

    Как жаль, что на сайте нельзя поставить «класс». очень созвучно с недавними мыслями. «Огромный пласт» народного творчества… Спасибо автору.

Оставить комментарий

(Spamcheck Enabled)

 

Enter the video embed code here. Remember to change the size to 275 x 250 in the embed code.
--> */?>

О гимнастике

В давние времена в Беларуси существовала гимнастика, помогавшая нашим прапрабабушкам быть обольстительными и бесконечно женственными. Подробнее »

Последние комментарии

  • Екатерина: Здравствуйте. Скажите пожалуйста, ч
  • Елена: Доброго времени, девочки)) Нет, онл
  • Анна: Здравстввуйте. Помогите пожалуйста,
  • Татьяна: Добрый день, где можно посмотреть с
  • Наталья: Добрый день! Подскажите, пожалуйста
  • Светлана: Добрый день. Мне тоже интересен это