(Скворцов Михаил Иванович – член Союза художников России, кузнец, основатель Школы Традиционных Ремесел Кубани в поселке Мезмай. Скворцова Ольга Юрьевна – художник, этнограф, преподаватель, заслуженный деятель искусств Кубани)
Часть 1. Теория.
Традиционные ремесла ничуть не хуже воспитывают детей, нежели современные «развивашки». И так уж получается, что у меня растет главное тому доказательство — моя дочка. Да и сама я не лыком шита — бабуля с малых лет учила меня вышивке, шитью и другим рукоделиям.
Для начала теория: как должно быть в идеале. Приведу здесь цитаты Ольги Юрьевны Скворцовой, написанные по следам «семейных» мастер-классов для нашего семейства.
» В традиционной культуре ребенок находился при маме с «пупенков» и вовлекался в хозяйственные и ремесленные занятия естественным образом. Сначала это просто игра, естественное любопытство и желание повторять за «главным взрослым». Затем приходит осознанное желание сделать самому!»
«В традиционной народной культуре ведь не было целой индустрии «развивающих» игрушек и пособий. Домашняя утварь, ремесленный инструмент вызывал естественный интерес у ребенка. В процессе игры, познавая функциональное назначение предметов, дитё постепенно естественным образом вовлекалось в хозяйственную и ремесленную деятельность семьи.
В 6-7 лет девочка уже садилась прясть, но до этого времени она не раз держала в руках веретено, видела как оно «волчком» крутится в руках матери или старшей сестры, сначала игралась с клубками, чуть позже научилась их наматывать.
С 10-12 лет самостоятельно могла ткать девочка полотно на ткацком станке, и до этого момента она не раз принимала участие в сновании и заправке основы. Она наблюдала работу старших за станком, помогала навивать цевки для челнока.
Еще немного и к 14-16 годам она приобретала достаточный опыт в ткачестве, чтобы обеспечить себя сундуком приданого.»
Итак, стратегический план понятен. А вот что и как делать, чтобы в 6-7 лет девочка и правда спряла свою первую ниточку -напишу свой опыт в следующий раз.