«Народные символы-обереги
могут быть правильно поняты
лишь при тщательном изучении
лежащих в основе их идей»
Сохранилось огромное количество народных символов, которые используются и в наше время, например, в традиционной народной вышивке и ткачестве.
Рассмотрим один из таких символов – символ «семья».
Автору повезло. В его руки попала копия пояса, выполненная Мазюк И.В. по образцу, найденному ею у жителей дер. Калыбань Брагинского р-на Гомельской обл. Оригинал пояса был изготовлен к свадьбе для жениха, предположительно в конце 19 ст. Техника изготовления пояса – ткачество на ниту. Основа – из льняных суровых и шерстяных красных ниток, уток – из льняных. Ширина 2,2 см, длина 2,17 м.
Чем же интересен данный пояс? Чем отличается от множества подобных, хранящихся в музеях?
Во-первых – наличие в нем 25 повторяющихся народных символов.
Во-вторых – эти символы собраны в блоки.
В-третьих – эти блоки, в свою очередь, для тех, кто понимает значение символов, несут определенные смысловые посылы, расшифровка которых производится на основании соответствия символа определенному аспекту славянского миропонимания.
Символы в поясе жениха (конец 19 ст. [3])
Наличие символов семьи в свадебном поясе закономерно. В данном поясе можно увидеть три вида символа семьи (рис.8–10). Отличие символов 2В и 12В состоит только в наличии точки внутри креста (в символе 12В). Можно предположить, что значение символа 2В в этом свадебном поясе, – «планируемая» или «не полная» семья, а символ 12В – «полная» семья – то есть с ребенком или несколькими детьми.
Символ 11В(с), по всей видимости, состоит из двух символов «планируемой» или «не полной» семьи (2В), что может представлять собой момент «сговора» двух сторон о свадьбе – своеобразное соединение двух семей, ранее не имеющих официальных отношений и не связанных родственными связями.
Значение символа в данном свадебном поясе
Можно предположить, что при общем сходстве структуры и конфигурации некоторые различия в изображении приведённых трёх символов семьи определяют и разницу в их значении, которая для пояса жениха состоит в следующем:
- 2 В – неполная семья, вернее, планируемая, создаваемая;
- 12 В – полная семья с детьми;
- 11 В(с) – соединение двух родов в процессе свадебного ритуала [5].
При раскопках древних славянских поселений встречается своеобразный амулет, с символом «семья». Это символ – оберег семьи, охраняющий семью, ее членов.
Испокон веков семья – опора славянина. С думой о ней наши предки шли на войну, сеяли хлеб и растили детей. А находящийся на шее оберег «семья» всегда давал силу, здоровье, удачу позволял всегда чувствовать рядом всех дорогих сердцу людей.
Видимо именно это реализовывалось в ношении символов-оберегов, имеющих сходство с символом «Семья» применяемого в народной вышивке и ткачестве. Эти обереги были найдены во время археологических раскопок и описаны в специальной литературе.
Следует заметить, что в найденных археологами символах-оберегах, символ «Семья» увязан с символом «Лунница» – женским украшением в виде лунного серпа.
Лунница – это металлическое украшение (из бронзы, серебра, реже золота) в виде полумесяца. Лунницы известны с конца эпохи бронзы. Бытовали в Египте, а также у многих земледельческих народов Европы и Азии, отражая почитание Луны, связанное с культом плодородия. Форму лунницы имели серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и другие. На Руси Лунницы были распространены в 10–12 веках.
В итоге соединение лунницы и символа семьи – это своеобразная адаптация к славянским представлениям о возможных магических воздействий на человеке, заимствованного из вне магического амулета.
Но пришла пора христианства, и символ «Семья» трансформировался в так называемый крест «Фрете», что позволило ему оставаться самим собой и в то же время не вступать в конфликт с новой религией.
На основании всего вышесказанного можно предположить следующее: славянский символ «семьи» является одним из древнейших, традиционных оберегов, который использовался не только в вышивке и ткачестве, а также в качестве оберега, выполненного из металла.
Адамович Г.Э.
http://www.krivich.com, http://чаровницы.рф
Примечания:
- М.С. Кацар. «Белорусский орнамент» – Мн. 1996.
- Н. С. Кошубарова. Ткань в русской традиционной культуре: знак и функция. Сайт Омского государственного университета http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=553
- Из личного архива автора.
- Нумерация проставлена по номеру появления символа в поясе.
- Более подробно в кн. Адамович Г.Э. «Клубок свадебных поясов» Мн. 2014.
- Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 338.
- М.В. Седова «Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х –ХV вв.). М. 1981. с. 38.
- Седов В. В. Восточные славяне в VI – X III вв. – М.: Наука, 1982, с. 224.
- Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 338.
- Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 349.
- М.В. Седова «Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х –ХV вв.). М. 1981. с. 181.
- Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков. http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/
- Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков. http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/