«Народные символы-обереги
могут быть правильно поняты
лишь при тщательном изучении
лежащих в основе их идей»

Сохранилось огромное количество народных символов, которые используются и в наше время, например, в традиционной народной вышивке и ткачестве.

Рассмотрим один из таких символов – символ «семья».

Автору повезло. В его руки попала копия пояса, выполненная Мазюк И.В. по образцу, найденному ею у жителей дер. Калыбань Брагинского р-на Гомельской обл. Оригинал пояса был изготовлен к свадьбе для жениха, предположительно в конце 19 ст. Техника изготовления пояса – ткачество на ниту. Основа – из льняных суровых и шерстяных красных ниток, уток – из льняных. Ширина 2,2 см, длина 2,17 м.

Чем же интересен данный пояс? Чем отличается от множества подобных, хранящихся в музеях?

Во-первых – наличие в нем 25 повторяющихся народных символов.

Во-вторых – эти символы собраны в блоки.

В-третьих – эти блоки, в свою очередь, для тех, кто понимает значение символов, несут определенные смысловые посылы, расшифровка которых производится на основании соответствия символа определенному аспекту славянского миропонимания.

Символы в поясе жениха (конец 19 ст. [3])

Наличие символов семьи в свадебном поясе закономерно. В данном поясе можно увидеть три вида символа семьи (рис.8–10). Отличие символов 2В и 12В состоит только в наличии точки внутри креста (в символе 12В). Можно предположить, что значение символа 2В в этом свадебном поясе, – «планируемая» или «не полная» семья, а символ 12В – «полная» семья – то есть с ребенком или несколькими детьми.

Символ 11В(с), по всей видимости, состоит из двух символов «планируемой» или «не полной» семьи (2В), что может представлять собой момент «сговора» двух сторон о свадьбе – своеобразное соединение двух семей, ранее не имеющих официальных отношений и не связанных родственными связями.

Значение символа в данном свадебном поясе

Можно предположить, что при общем сходстве структуры и конфигурации некоторые различия в изображении приведённых трёх символов семьи определяют и разницу в их значении, которая для пояса жениха состоит в следующем:

  • 2 В – неполная семья, вернее, планируемая, создаваемая;
  • 12 В – полная семья с детьми;
  • 11 В(с) – соединение двух родов в процессе свадебного ритуала [5].

При раскопках древних славянских поселений встречается своеобразный амулет, с символом «семья». Это символ – оберег семьи, охраняющий семью, ее членов.

Испокон веков семья – опора славянина. С думой о ней наши предки шли на войну, сеяли хлеб и растили детей. А находящийся на шее оберег «семья» всегда давал силу, здоровье, удачу позволял всегда чувствовать рядом всех дорогих сердцу людей.

Видимо именно это реализовывалось в ношении символов-оберегов, имеющих сходство с символом «Семья» применяемого в народной вышивке и ткачестве. Эти обереги были найдены во время археологических раскопок и описаны в специальной литературе.

Следует заметить, что в найденных археологами символах-оберегах, символ «Семья» увязан с символом «Лунница» – женским украшением в виде лунного серпа.

Лунница – это металлическое украшение (из бронзы, серебра, реже золота) в виде полумесяца. Лунницы известны с конца эпохи бронзы. Бытовали в Египте, а также у многих земледельческих народов Европы и Азии, отражая почитание Луны, связанное с культом плодородия. Форму лунницы имели серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и другие. На Руси Лунницы были распространены в 10–12 веках.

В итоге соединение лунницы и символа семьи – это своеобразная адаптация к славянским представлениям о возможных магических воздействий на человеке, заимствованного из вне магического амулета.

Но пришла пора христианства, и символ «Семья» трансформировался в так называемый крест «Фрете», что позволило ему оставаться самим собой и в то же время не вступать в конфликт с новой религией.

На основании всего вышесказанного можно предположить следующее: славянский символ «семьи» является одним из древнейших, традиционных оберегов, который использовался не только в вышивке и ткачестве, а также в качестве оберега, выполненного из металла.

Адамович Г.Э.
http://www.krivich.com, http://чаровницы.рф

Примечания:

  1. М.С. Кацар. «Белорусский орнамент» – Мн. 1996.
  2. Н. С. Кошубарова. Ткань в русской традиционной культуре: знак и функция. Сайт Омского государственного университета http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=553
  3. Из личного архива автора.
  4. Нумерация проставлена по номеру появления символа в поясе.
  5. Более подробно в кн. Адамович Г.Э. «Клубок свадебных поясов» Мн. 2014.
  6. Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 338.
  7. М.В. Седова «Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х –ХV вв.). М. 1981. с. 38.
  8. Седов В. В. Восточные славяне в VI – X III вв. – М.: Наука, 1982, с. 224.
  9. Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 338.
  10. Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 349.
  11. М.В. Седова «Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х –ХV вв.). М. 1981. с. 181.
  12. Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков. http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/
  13. Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков. http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/
Раздел: Публикации

Оставить комментарий

(Spamcheck Enabled)

 

О гимнастике

В давние времена в Беларуси существовала гимнастика, помогавшая нашим прапрабабушкам быть обольстительными и бесконечно женственными. Подробнее »

Последние комментарии